Россия, Москва, улица Свободы
Телефон:
+7 (916) 237-77- Показать номер
Пн-вс: 08:00—22:00
whatsapp telegram vk email

Лидия Русланова, её мужья, богатства и беды, о которых зрители не думали

Родители и детство

Исполнительница народных песен и романсов Лейкина Прасковья Андриановна (другое имя и фамилия – Русланова Лидия Андреевна) появилась на свет в селе Чернавка Саратовской губернии 27 октября 1900 года в бедной семье крестьян староверов. Отец – Андрей Маркелович трудился грузчиком, мать Татьяна принадлежала к мордовской этнической группе эрзя. Кроме Прасковьи у супругов была ещё младшие дочь Юля и сын Авдей.

В 1905 году Андрей Маркелович был забран в солдаты, оставив детей и своих больных родителей на попечение жены, фактически без средств к существованию.

Через некоторое время матери удалось найти работу на кирпичном заводе, где она от тяжёлого физического труда надорвалась, и когда Прасковье было шесть лет, умерла. Об отце пришло с фронта известие, что он пропал без вести.

Заботы о семье легли на плечи маленькой Прасковьи и её незрячей бабушки. Звонкий певческий голос и цепкая память, позволяющая быстро запоминать тексты услышанных песен, давали возможность девочке, христарадничая со своей бабушкой по окрестным деревням, получать небольшое подаяние.

Фамилия и имя «Лидия Русланова» появилось благодаря сердобольной вдове чиновника однажды услышавшей пение Прасковьи. Узнав о бедственном положении её семьи, она смогла устроить всех детей в разные приюты. Саму певунью удалось определить в лучший церковный приют Саратова, но для этого понадобилось изготовить фиктивный документ с новым именем и фамилией, так как настоящие фамилия и имя указывали на происхождение девочки из крестьян, а таких детей в это благотворительное заведение не брали.

image

«Сколько помню себя, всегда возле меня — песня»

image Фотография: tvkultura.ru Песнями была окружена с детства. «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь — и «заплачек», и песен радости». Пели в селе Чернавка Саратовской губернии и на работе, и на гулянье. Но особенно поразили маленькую девочку причитания бабушки, когда отец отправлялся на Русско-японскую войну. С тех пор нет-нет да и просила она: «Поплачь, баба, по тятеньке».

Отец с войны домой не вернулся, а вскоре заболела от тяжелого труда и мать. Чтобы приободрить маму, дочка пела ей, представляя, что печка — это сцена. Но трое детей все же остались сиротами, и тогда песня помогала зарабатывать на хлеб. В восемь лет Лидия Русланова попала в приют. Появилась уникальная возможность учиться и петь в церковном хоре — сразу солисткой. Народ съезжался со всего города — слушать, как сирота поет.

«В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание все нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шепот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!»

Драматург и сценарист Иосиф Прут, 1908 год

Первые шаги в карьере певицы

  1. Суровая жизнь в приюте и учёба в церковно-приходской школе, не помешала Лидии развивать дальше певческий талант. Её взяли в церковный хор солисткой, где она показала также артистические способности. Вскоре в Саратове она стала очень популярной.
  2. Однажды на паперти девочка увидела одноногого солдата просящего подаяние – это был её отец. Оказалось, он вновь женился, но детей от первого брака не забрал, так как сам бедствовал. Через некоторое время он умер от воспаления лёгких.
  3. В 14 лет Лидия устроилась на мебельную фабрику ученицей, но петь не бросила. Случилось так, что её голос услышал преподаватель консерватории Саратова и предложил ей учиться на оперную певицу. После двух лет занятий Русланова поняла, что академическое пение не для неё и в дальнейшем она свяжет свою судьбу с исполнением народных песен. Оставив консерваторию, в 1916 году она ушла на фронт сестрой милосердия.
  4. Первый концерт Руслановой прошёл в 1917 году в Саратове. В период революционных событий певица гастролировала по различным городам, давала концерты на фронте для красноармейцев, а в свободное время занималась самообразованием.

Профессиональная сцена

  1. Начало двадцатых годов стало временем становления Лидии как профессиональной певицы. В этот период был сформирован окончательно её стиль исполнения песен и сценический образ.
  2. В 1923 году после концерта Руслановой в Ростове-на-Дону, имеющего большой успех, слава о новой эстрадной певице пошла по всей стране, и в 1924 году администрация Центрального дома Красной Армии пригласила её солировать на сцене этого учреждения.
  3. В середине 20-х годов певица уже имела большой круг знакомств в артистической, музыкальной и писательской среде. Обладая незаурядным артистическим талантом, своим знакомым она говорила, что если её голос перестанет звучать, то она перейдёт на разговорный жанр, и со сцены будет рассказывать былины.
  4. В этот период Русланова много гастролировала, участвуя порой в нескольких концертах за один день. Её голос звучал по радио и с грампластинок выходящими большими тиражами. В 30-е годы она получала за концерты максимальные гонорары и являлась самой высокооплачиваемой певицей. Это позволило ей заниматься коллекционированием картин, икон, старинного фарфора и мебели.

Военный период

  1. Выезжать на фронт с концертами в составе сборных артистический бригад Лидия Андреевна начала с 1939 года. Работали актёры, в период Советско-Финской войны терпя лишения и холод. На фронте они провели более сотни концертов.
  2. В 1941 году певица с первых дней войны, выезжала на фронт в составе лучшей концертной группы, выступая перед бойцами порой в окопах и землянках, часто под бомбёжками и обстрелами немецких войск.
  3. Летом 1942 года Русланова получила звание заслуженной артистки РСФСР. На довоенные средства певицы для фронта были изготовлены на заводе, и отправлены в военную часть, 2 батареи реактивных артиллерийских систем «Катюша»
  4. Знаменитая песня «Валенки» в исполнении Лидии Андреевны появилась в начальный период войны, став в её репертуаре самой известной.
  5. 2-го мая 1945 года Русланова в составе казачьего ансамбля давала концерт у здания рейхстага.

image

image
image

«Трофейное дело» дело и лагерь

  1. В 1948 году в рамках так называемого «Трофейного дела» инициированного Сталиным для выявления злоупотреблений в высших рядах военного руководства (в том числе из окружения Жукова), мужа Руслановой генерала В. Крюкова и саму певицу арестовали. Через год они были осуждены и всё их имущество конфисковано. Лидия Андреевна по приговору суда получила 10 лет лагерей, а её муж 25.
  2. В различных ГУЛАГах артистка находилась до 1950 года, где время от времени давала концерты для заключённых. Из-за строптивого характера певицы лагерное начальство составило на неё донос и её из лагеря перевели в тюрьму Владимира, где три месяца допрашивали, пытаясь получить от неё компрометирующие сведения на маршала Жукова.
  3. Ничего не добившись, певицу отправили отбывать дальнейший срок во Владимирском централе.
  4. Летом 1953 года после смерти Сталина, Русланову и её мужа реабилитировали и освободили.

В годы заключения

«Изведешься, пока постигнешь душу песни»

С улыбкой, нараспев, с первой музыкальной фразы песня «Валенки» стала одной из любимых в репертуаре Лидии Руслановой. Некогда цыганская песня трижды выходила на грампластинках, прежде чем получила совершенно новое звучание. Прижилась сама собой. Как рассказывала сама певица, на одном из солдат увидела как раз такие валенки — «не зашиты, стареньки». Русланова пела «Валенки» на передовой, на каждом из тысячи фронтовых концертов. Еще и на бис.

На войне Лидия Андреевна встретила своего четвертого мужа, генерала-кавалериста Владимира Крюкова. В 1948 году он был арестован по делу о «заговоре военных». На гастролях в Казани была задержана и сама певица за «антисоветскую пропаганду». Сняли с производства и запретили в открытых концертах и радиопередачах все записи Лидии Руслановой. Певицу приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей и отправили в Иркутскую область. Там, на сцене лагерной столовой, она пела для заключенных. В 1953 году Лидию Русланову и ее мужа освободили. Первый же концерт из Зала Чайковского транслировали по радио на всю страну.

Дальнейшее творчество

  1. Через несколько месяцев после освобождения Русланова решила вернуться на эстраду, необходимо было поправлять материальное положение семьи, а главное она очень хотела помочь мужу вернувшимся из заключения с подорванным здоровьем.
  2. На средства заработанные певицей на гастролях позднее был куплен дом и автомобиль, а также семье вернули кое-что из конфискованного имущества.
  3. В 60-х годах, несмотря на пожилой возраст, Лидия Андреевна профессионально была очень востребована, она делала записи на радио и много гастролировала. Но звание «Народной артистки СССР» так и не получила. За границу её тоже не выпускали.
  4. В 70-х годах певица снялась в эпизодической роли в фильме «Я – Шаповалов Т. П.», где сыграла себя, поющую для солдат во время Великой Отечественной войны.
  5. В конце лета 1973 Русланова приняла участие в последних своих гастролях. Концерты проходили на стадионах в южных городах страны, которые закончились полным её триумфом.

Дороги войны. С песней до Берлина

Лидия Русланова быстро стала профессиональной певицей. Сказать, что она была популярна, — это не сказать ничего. Редкой красоты голос и яркий артистический талант сделали ее всенародно почитаемой и любимой. Из каждого радиоприемника раздавались ее песни, а гастрольные поездки по стране всегда проходили при полном аншлаге. Ее слушали все, но особенно трепетную любовь певица завоевала у военных. Концерты в воинских гарнизонах принесли Руслановой еще большую известность.

Она пела не щадя себя, взволнованно и заразительно, щедро даря людям ощущение праздника и теплоты, чувство поддержки и веру в победу на войне. Энергичная, подвижная и неутомимая — кожно-зрительно-звуковая Лидия Русланова своим творчеством выражала уретральную силу духа русского народа. В ней воплощалась та самая непознаваемая и «загадочная русская душа», непонятная и притягательная, широкая и бесстрашная. Та самая русская душа, которая давала мощь и непобедимую силу советским солдатам, защищавшим родную землю, готовность без раздумий отдать все, даже саму жизнь, за свой народ. Эта же сила помогла и Руслановой вынести огромные нагрузки гастрольной жизни, тяготы Второй мировой войны и совершить свой гражданский подвиг. Любимица солдат часто была на передовой, постоянно давала концерты в действующих войсках, поднимая боевой дух солдат.

Военное время стало вершиной творческого и человеческого подвига Руслановой. Сначала Финская, а затем Великая Отечественная война показали ее бойцовский характер. В Заполярье в тридцатиградусные морозы она пела для бойцов. Всегда веселая, задорная и несгибаемая, певица добиралась до места то на дрезине, то на самолете, а бывало и на лыжах. Горстями глотала стрептоцид от простуды и пела. Она могла дать сто концертов за двадцать дней, ни разу не отменив выступления!

На фотографиях и кинохронике военного времени мы видим веселую и невероятно чувственную женщину в ярком народном костюме. Концерты шли прямо на передовой, а сценой служили кузов грузовика, крыльцо избы или просто зеленая поляна.

Певица, обладающая оральным вектором, создавала потрясающее чувство единомыслия и вдохновения в душах бойцов, защищающих свою родину. Она пела им о смысле их жизни — о родном доме и любимых, о России и ее просторах, о доме, — обо всем, что они защищали, не жалея своей жизни. И восхищенные солдаты видели в ней — кто родную мать, кто жену, а кто-то любимую девушку, по которым они так соскучились.

Голос Руслановой, такой сильный, шел из самой глубины ее сердца. Она была настолько своя, родная и близкая, что олицетворяла для них саму русскую душу — вольную, широкую и непобедимую. Уретральное бесстрашие и сила духа сочетались в ней с любовью и состраданием кожно-зрительной женщины. И это сочетание было настолько сильным, что зажигало в солдатах несокрушимую веру в победу. Часто сразу после концерта они шли в атаку, воодушевленные сердечной добротой и неповторимым голосом обожаемой певицы.

Это вдохновение было обоюдным. Понимая, какой героизм проявляют солдаты, она и сама была покорена их подвигами. Лидия Русланова старалась помочь фронту всеми доступными ей способами. На деньги, заработанные еще до войны, она купила две батареи минометной техники и передала их в полк. Ее «Катюши» громили фашистов на передовой, а певица воевала по-своему — своим волшебным голосом врачевала души солдат. Несмотря на жесточайшие условия, крепкие морозы и бомбежки, она ни разу не пропустила концерт, не отказалась ни от одной поездки на передовую.

Уже только то, что на передний край, в самую гущу сражений приезжала эта бесстрашная женщина, которая не моргнув глазом пела во время бомбежек и взрывов, вселяло в солдат восторг и мужество. Своими песнями Русланова веселила их, заряжала энергией и задором, а затем успокаивала и напоминала о доме. Воодушевленные и как будто заново рожденные солдаты шли в бой с ее песнями и побеждали!

«Гвардии певица» была награждена орденом Красной Звезды. На одном из концертов на передовой командование попросило ее петь как можно дольше и без перерыва. Звук усилили с помощью радиостанции и направили в сторону расположения фашистов. Голос Лидии Руслановой настолько увлек врагов, что они перестали обстреливать позиции нашей армии. Концерт длился три часа, и за это время наши успели передислоцировать войска для следующего наступления.

О личной жизни

Лидия Русланова выходила замуж 4 раза. Первое бракосочетание состоялось в 1917 году, её муж – Степанов Виталий в то время служил интендантом. В этом браке родился сын, умерший в младенчестве, после чего супруги расстались.

Второй раз певица вышла замуж в 1919 году за работника ВЧК Наумина Наума. Скромную свадьбу сыграли в Винице. Этот брак просуществовал до 1929 года.

После развода в этом же году Лидия Андреевна вышла замуж за Михаила Гаркави (известного в то время конферансье).

Лидия и Михаил Гаркави

Свою последнюю любовь – генерал-майора Владимира Крюкова, Русланова повстречала на фронте, во время посещения частей его корпуса с концертами. Ради него она ушла от Гаркави. Свадьба состоялась летом 1942 года, после чего певица уехала в Ташкент и забрала в Москву 5-летнюю дочь генерала Маргариту, мать которой умерла в 1940 году

С Владимиром Крюков

Лидия Русланова получила свое имя в результате обмана

Владимир Сергеевич, как к пению Руслановой относились при ее жизни? Как оценивали?

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин высоко ценил Лидию Андреевну ,как певицу. Так в одном из своих писем он писал : “Слушал вчера радио, пела русская баба, пела по-нашему, по-волжски. Песня окончилась, и я заметил, что реву белугой. Исполняла она очень талантливо и правдиво”. Считалось, что исполнение русских народных песен Лидией Руслановой было эталонным. Популярность ее была практически безграничной…

Какие песни были самые популярные?

— Самые популярные песни в ее исполнении, это народные песни, такие как “Степь да степь кругом”, “Я на горку шла”, “Липа вековая” и, конечно, “Валенки”.

-Как началась ее карьера?

— Лидия Русланова не имела никакого специального музыкального образования. Хотя ей предлагали поступить в Саратовскую консерваторию, где планировали сделать из нее оперную певицу. Но Лидия Андреевна отказалась, так как ей такая манера исполнения была не близка.

— Где Русланова родилась, кто были ее родители?

— Имя “Лидия Русланова” – это псевдоним, ее настоящее имя по одним источникам Агафья, по другим — Прасковья. Фамилия Лейкина. Родилась Агафья Лейкина в бедной староверческой крестьянской семье в Саратовской области. По матери она принадлежала к финно-угорской народности – эрзя. В семье кроме Агафьи было еще двое детей. Отец работал грузчиком. Позднее его забрали на русско-японскую войну, где он пропал без вести.

-Какие песни ей приходилось слушать в детстве?

-Первые песни, которые слышала Русланова – были плачи в исполнении бабушки и матери, которые оплакивали уход ее отца, Андрея Лейкина, на войну. По одним источникам он все таки вернулся в родные края ,по другим так и остался пропавшим без вести.

-После ухода отца на фронт ,ее воспитанием продолжала заниматься мать?

-Не совсем так. Мама Агафьи Лейкиной устроилась на завод, а девочку отправила к бабушке и брату отца – дяде Яше. Дядя Яша сыграл очень важную роль в ее становлении ,как певицы. Агафья узнала от него очень много песен. Мать в конечном итоге серьезно заболела и умерла. Агафья осталась жить с бабушкой, а чтобы заработать себе на хлеб , ходила и пела народные песни по улицам. Через некоторое время по ходатайству вдовы высокопоставленного чиновника девочка попала в хороший приют, в который не брали детей из простонародья. Чтобы скрыть ,что Агафья родом из крестьянской семьи, вдова чиновника поменяла ей в документах фамилию и имя. Так Агафья Лейкина стала Лидией Руслановой.

-Чем Русланова занималась, когда выросла?

-Став взрослой она начала работать на мебельной фабрике, где тоже пела. Тогда Русланова и поняла, что ее призвание – исполнение народных песен.

-Когда состоялся первый ее концерт?

— Первый концерт Лидии Руслановой состоялся, когда певице было 16 лет. Она выступила перед депутатами Саратова. На сцене оперного театра.

-Чем занималась певица Лидия Русланова, когда началась Русско –Германская война 1914-1918 г.г.?

-В 16-ом году она отправилась на фронт, где работала медсестрой и продолжала петь, исполняла народные песни для раненых.

-Как складывалась ее личная жизнь?

-После революции 1917 года Лидия Андреевна вышла замуж . Ее первым мужем был интендант Василий Степанов. Она родила от него сына. Одни источники говорят, что сын ее долго не прожил, другие – сына забрал ее муж, который ушел от Руслановой в том же году. Позднее Русланова сказала, что отдала бы весь свой талант, богатство и славу только бы прикоснуться к своему сыну. В 1919 году она вторично вышла замуж за Наума Наумина, который был сотрудником Чека. Через 10 лет они развелись. Третьим мужем Лидии Руслановой стал конферансье Михаила Гаркави. С 1921 года Русланова начала выступать и жить в Москве.

-Как сложилась жизнь и творчество Лидии Андреевны в годы Великой Отечественной воины 1941-1945 г.г.?

-В годы войны Русланова много и регулярно работала в составе концертных бригад, выезжавших на фронт. Слава Лидии быстро разлетелась по фронтам . На заработанные ей деньги были изготовлены и отправлены на фронт две батареи “Катюш”. Весной 1945 года Лидия прибыла в Берлин, где 2 мая совместно с казачьим ансамблем дала концерт у стен Рейхстага. Чаще всего Руслановой заказывали песню “Валенки”. В 40-е, во время войны, она вышла замуж за генерал-лейтенанта Владимира Крюкова, который был хорошо знаком с маршалом Георгием Жуковым и входил в его ближайшее окружение.

-Наверняка Русланова была одной из первых, кто получил звание “народной”?

-Единственное звание, которого она удостоилась за годы творчества – «Заслуженная артистка РСФСР». Оно было присвоено ей 28 июня 1942 года. Народной артисткой, несмотря на всенародную любовь и огромную популярность, ей было стать не суждено.

-Как складывались ее отношения с властью?

-Отношения Лидии Андреевны с властью я бы назвал сложными .Она была резка и прямолинейна в суждениях, а власти это не нравится…Как то на банкете у Сталина, она упомянула, что ее родственники голодают. Сталин назвал Русланову очень “речистой” и больше ее не приглашали на подобные мероприятия .

В 48-ом году во время раскрытия «заговора генералов» арестовали ее мужа генерал–лейтенанта Владимира Крюкова. Его объявили участником надуманного военного заговора. В том же году была арестована и Лидия Русланова. Пластинки певицы запретили. У Крюкова и Руслановой были изъяты драгоценности, машины, мраморные скульптуры, меха и так далее.

-Когда их реабилитировали? Как продолжилась жизнь Лидии Андреевны?

Ссылка на основную публикацию
Похожее