Россия, Москва, улица Свободы
Телефон:
+7 (916) 237-77- Показать номер
Пн-вс: 08:00—22:00
whatsapp telegram vk email

Гурин из фильма “Москва слезам не верит”: биография и причина смерти актера Фатюшина

Александр Константинович Фатюшин — известный актер театра и кино, который имеет звание заслуженного артиста РСФСР. Он был удостоен премии за лучшую мужскую роль на ВКФ в Риге и серебряной медали имени Александра Довженко, а за театральную работу ему присудили Государственную премию СССР в 1984 году. В этой статье подробнее расскажем об известном актере, которого уже нет с нами, о том, в каких фильмах он снялся и каким был Фатюшин Александр. Причина смерти, сердечная недостаточность, стала в 2003 году для всех настоящим потрясением.

Семья

29 марта 1951 года в Рязани в простой рабочей семье появился на свет Александр Фатюшин. Отец был шофером, а мать — фабричной работницей, родители были далеки от творческой среды. У Александра Фатюшина есть сестра и брат: он был самым младшим в семье. Родители, их трое детей и брат матери жили в самом центре города в старинном деревянном доме, в коммуналке, у них имелось небольшое приусадебное хозяйство. Кроме них, в квартире были еще три семьи.

image

Студент ГИТИСа

Актеры Александр Фатюшин (справа) и Игорь Костолевский. Фотография: kino-teatr.ru

Александр Фатюшин. Фотография: kino-teatr.ru

Александр Фатюшин в молодости. Фотография: kino-teatr.ru

Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани. Его отец Константин Фатюшин был шофером, а мать работала на заводе.

Театром Александр Фатюшин увлекался с детства. Вместе со старшим братом Виталием он посещал театральную студию Дворца культуры профсоюзов, которой руководил заслуженный артист РСФСР Франк Белопольский. Он обучал детей основам актерского мастерства и выразительного чтения. Когда Фатюшину было 12 лет, на гастроли в Рязань с постановкой «Петровка, 38» приехал МХАТ. Достать билет на спектакль он не смог, но так сильно хотел посмотреть постановку, что уговорил контролера пропустить его в зал.

В 1968 году Александр Фатюшин окончил школу и поехал поступать в театральный институт в Москву. Он подал документы в ГИТИС, на актерское отделение, но вступительные экзамены провалил: Фатюшин выбрал неподходящий отрывок из прозы для выступления. Из столицы он не уехал: год зарабатывал таксидермией, делал на заказ чучела зверей и птиц.

В 1969 году, Фатюшин все-таки поступил в ГИТИС. Его приняли в мастерскую театрального режиссера Андрея Гончарова. Вместе с ним учились артисты Игорь Костолевский и Александр Соловьёв. Курс Гончарова был экспериментальным — там одновременно обучали и основам актерского мастерства, и режиссуре.

Увлечение спортом

Александр с детства любил футбол и некогда играл в рязанском клубе «Алмаз». Позже он входил в футбольную сборную актеров Москвы. Он был знаком со многими известными спортсменами и дружил с вратарем Ринатом Дасаевым. Футболисты окрестили его своим талисманом, ведь когда они приглашали его на матч, то никогда не проигрывали.

В его жизни был такой случай: когда Ринат Дасаев, кстати, являвшийся его лучшим другом, позвал Фатюшина на свою свадьбу, актер, конечно же, согласился. Но потом выяснилось, что его из театра в этот день не отпустят и ему необходимо будет выйти на сцену. Конечно же, он расстроился из-за этой ситуации, и, чтобы все-таки попасть на торжество, пошел на хитрость: попросил врача выписать ему больничный. На свадьбе он побывал, но чуть не лишился из-за этого работы. Так как он был уже к тому времени известным человеком, в театре быстро узнали, где он был в тот день на самом деле, и чуть было не уволили его. Следует отметить, что был заядлым любителем спорта и болельщиком Фатюшин Александр, причина смерти которого тесным и каким-то роковым образом оказалось связанной с его увлечением.

Фатюшин и умер как болельщик. В тот роковой день ЦСКА играл со «Спартаком». На протяжении всей игры актер сильно переживал, а когда он понял, что команда проиграла, ему стало плохо. Когда приехали врачи, было уже поздно.

Первые шаги в актерской карьере

В школьные годы Александр Фатюшин начал посещать драмкружок. Кстати, сначала в нем занимался его старший брат Василий, который и привил Александру любовь к театру. Он был для младшего брата своего рода примером и вдохновлял на то, чтобы тот тоже пошел в артисты. В общем, так и получилось. Позже Александр Фатюшин записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Однако у Василия со временем пропал интерес к театру, а вот его младший брат, наоборот, твердо решил идти дальше по выбранному пути. Окончив десятый класс, Саша заявил родственникам, что будет поступать в театральный. На тот момент даже самые близкие люди не верили в то, что у него что-либо получится. Даже сестра говорила ему, что с фамилией Фатюшин его и на театральный порог не пустят. Он даже поспорил с ней, что лет так через 10 его фамилию будут знать все. Александр Фатюшин, несмотря на слова сестры, не стал брать псевдоним, так как гордился своими родителями.

Путь к актерской славе был тернист и сложен, но все-таки Александр не сдавался и продолжал идти к намеченной цели. Вскоре стал известен всему Советскому Союзу талантливый актер Фатюшин Александр Константинович, причина смерти которого стала поистине потрясением для его поклонников.

Поступление в ГИТИС

В 1968 году он приехал в Москву с одним намерением — стать артистом. Чтобы быть уверенным наверняка, он решил пробовать поступать во все театральные училища, но в итоге везде провалил экзамены. Некоторое время после этого ему казалось, что стать артистом уже не судьба. Однако он не собирался сдаваться, и спустя год поступил в ГИТИС со второй попытки. Он попал на знаменитый экспериментальный курс Андрея Гончарова. В 1973 году он заканчивает институт. Сразу после окончания учебы начинает работать в Театре имени Маяковского, где постоянно получает интересные роли. Например, он играл в таких спектаклях, как «Молва», «Бег», «Наполеон».

Детство и юношеские годы

Известный актер родом из Рязани, родился в 1951 году в обычной рабочей семье. Папа всю жизнь работал водителем, мама трудилась на фабричном производстве. Родители воспитывали троих детей – двух сыновей и дочь. В семье царила атмосфера любви и уважения.

В юном возрасте Александр был страстно увлечен спортом. Он играл в футбол в составе местной детской команды «Алмаз». Со временем появился новый интерес. Мальчик, по примеру старшего брата, записался в драматический кружок. Мир искусства его покорил. В отличие от брата, быстро охладевшего к творческому занятию, юноша твердо решил связать свою жизнь с театром.

В детстве

После получения аттестата зрелости, Александр отправился покорять Москву. С первой попытки поступить в главный театральный институт страны не удалось. Молодой человек устроился на работу в мастерскую по изготовлению чучел животных, и одновременно готовился к новому штурму Государственного института театрального искусства.

Вторая попытка увенчалась успехом. Юноша прошел отборочный тур, и был зачислен на актерский курс к легендарному педагогу Андрею Александровичу Гончарову. После выпуска начинающего артиста взяли на службу в театр имени Маяковского.

image

В молодости

Кинематографическая карьера началась спустя год после окончания института. В 1974 году артист дебютировал в мелодраме «Три дня в Москве», а через 2 года имя молодого актера узнала вся страна. Удачная работа в картине «Весенний призыв» была отмечена премией за лучшее исполнение главной мужской роли на Всесоюзном кинофестивале. Симпатичный, талантливый артист, сыгравший в патриотической ленте деспотичного сержанта Карпенко, стал в одночасье узнаваемой творческой личностью.

В фильме «Весенний призыв» (1976)

Дебют

Первой его работой стала незначительная роль командировочного в фильме «Три дня в Москве» режиссера Алексея Коренева. В этом же, 1974, году ему предложили сняться в кинокартине «Осень», режиссером которой был Андрей Смирнов. Там он сыграл молодого паренька Эдика. Фильм стал культовым и получил большую популярность. По сюжету когда-то расставшаяся пара спустя годы встречается вновь: у них за плечами несложившаяся личная жизнь, и теперь судьба предоставила им еще один шанс для того, чтобы снова уже быть вместе, теперь навсегда. Фатюшин сыграл в этом фильме хозяина квартиры Эдика — молодого семьянина, который решает сдать в аренду комнату той самой паре. Этот фильм принес большую известность актеру.

От безызвестности к славе

Актер Александр Фатюшин добился определенных успехов на театральной сцене. Однако звездой он все же стал благодаря кинематографу. На съемочной площадке выпускник ГИТИСа впервые оказался в 1974 году. Александр дебютировал в картине «Три дня в Москве», сыграв командировочного. Далее начинающий актер засветился в лентах «Осень» и «Персональное дело». Небольшие роли не принесли ему известности, однако позволили приобрести ценный опыт.

Статус звезды Фатюшин приобрел после того, как сыграл в картине «Весенний призыв». Он воплотил в этой картине образ сержанта Карпенко. Александр смог убедительно сыграть вчерашнего призывника, который дорвался до власти и стремится распоряжаться судьбами младших по званию. Игорь Костолевский блестяще изобразил призывника-интеллигента, который противостоит деспотизму начальства. Костолевский с Фатюшиным прекрасно сыграли в дуэте.

«Весенний призыв»

Благодаря роли молодого парня Эдика в фильме «Осень» Александру Фатюшину начали поступать предложения от именитых режиссеров. Вместе с Игорем Костолевским он был приглашен на главную роль в фильм «Весенний призыв», после участия в котором он получил премию за лучшую мужскую роль, а также серебряную медаль имени Довженко. Молодые актеры в этой картине блестяще справились со своими ролями и показали великолепную актерскую игру: Костолевский сыграл молодого призывника-интеллигента, а Фатюшин убедительно вписался в образ сержанта Карпенко.

Фильм, прежде чем выйти на экраны, сначала прошел жесточайшую военную цензуру, но, несмотря на это, он смог донести до зрителей основную мысль. По сюжету сержант Карпенко, благодаря званию обладающий немалой властью, начинает злоупотреблять ею, пытаясь распоряжаться не только внешним видом солдат, но и вмешиваясь в их жизни. Но волею судеб он сталкивается с человеком, который начинает лишь делать вид, что подчиняется ему, но на самом же делеглубоко его презирает. В общении с ним зарвавшийся сержант постигает нравственные уроки и меняется. Фильм был очень тепло воспринят публикой, а работе главных героев дали высокую оценку.

Краткая биография

Родился Александр Фатюшин 29 марта 1951 года в городе Рязани. В семье росли трое детей, Саша – младший из них, жили, как и многие тогда, в коммунальной квартире. Детство было полным азартных мальчишеских игр, особенно по душе мальчику был футбол.

По окончании школы Александр принял твердое решение стать известным артистом. Старшая сестра шутила, что для артиста у него фамилия слишком обычная – с такой фамилией ему славы не видать.

Несмотря на насмешки, он поехал в Москву и со второй попытки поступил в ГИТИС, попал учеником к талантливому наставнику Андрею Гончарову. Его коллегами по курсу были не менее известные сегодня артисты: И. Костолевский, А. Соловьев.

К окончанию вуза (1973 г) превратился в с разнопрофильного артиста, о чем свидетельствовали его первые роли.

В этом же году началась его служба в театре им. Маяковского. Он запомнился ролями в спектаклях: «Бег», «Наполеон», «Молва», «Жизнь Клима Самгина».

Кинодебют Александра Фатюшина – фильм «Три дня в Москве» (режиссёр Алексей Коренев). Следующим стал фильм «Осень» (1974 г), который поставил режиссер А.С. Смирнов. Ему повезло сразу сняться с популярной звездой экрана Натальей Гундаревой, сыграв роль ее мужа.

Желание стать настоящим артистом было у парня настолько велико, что уже в 1976 году зритель увидел Фатюшина в роли главного героя фильма «Весенний призыв». Профессионалы высоко оценили эту работу и на Рижском всесоюзном кинофестивале присудили премию за лучшую мужскую роль.

Партнером по фильму у Фатюшина был И. Костолевский. По сценарию, решительный и нагловатый герой Фатюшина пытался управлять судьбой молодого и робкого призывника из интеллигентной семьи, роль которого с успехом исполнил Костолевский.

Обучение в ГИТИСе сформировало у Фатюшина любовь не только к кинематографу, но и театру. Критики даже оценивают театральные роли артиста выше кинематографических. Спектакль с его участием «Дети Ванюшина» так понравился зрителям, что они стали называть постановку «Детьми Фатюшина».

Опасный случай

В мае 1980 года в фильме «Россия молодая» он снимался в сцене повешения, где его героя по сюжету должны были казнить. Фатюшин должен был сам выполнить трюк, снимаясь без каскадера. Для этого он накинул на шею веревку, перед этим аккуратно подрезанную, которая должна была оборваться, но этого не случилось.

Узел, к счастью, был неправильно завязан, и Александр успел просунуть руку в петлю, к тому же подоспела помощь. После этого случая, чуть было не унесшего жизнь, он получил шрам, ставший на долгое время воспоминанием об этом событии. Чудом спасшийся актер ежегодно в этот день праздновал свой второй день рождения. Этот страшный эпизод через всю жизнь пронес актер Александр Фатюшин. Причина смерти, сердечная недостаточность, настигла его после этого случая через 20 лет. Фатюшин прожил насыщенную и полную творческих достижений жизнь.

Александр Фатюшин: причина смерти. Фильмография

После своей значимой роли в фильме «Весенний призыв» он начал много сниматься в кино. 1977 год, например, ознаменовался ролью инженера Радкевича в фильме «Гарантирую жизнь», а год спустя он работал в картине «Лекарство против страха», где сыграл инспектора уголовного розыска Тихонова. В своей фильмографии Александр Фатюшин в основном был задействован во второстепенных ролях. Всего же на его счету более 60 киноработ. Наиболее известными фильмами считаются «Москва слезам не верит», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания», «Любить по-русски-3», «34-й скорый», «Лекарство против страха», «Дамы приглашают кавалеров».

Кроме этого, можно отметить такие фильмы, как «Разбег» (1982), «Россия молодая» (1982), «Похищение» (1984), «Два берега» (1987), «Каир-2 вызывает Альфу» (1990), «Заряженные смертью» (1991), «Русский роман» (1993), «Петербургские тайны» (1994-1998), «Русские амазонки» (2002), «А поутру они проснулись» (2003) и другие картины, где сыграл ярких персонажей Фатюшин Александр Константинович. Причина смерти, которая стала неожиданностью для многих, унесла жизнь талантливого артиста, который еще бы смог исполнить немало ролей в кино.

В целом в 80-е годы его карьера складывалась очень удачно: он принимал активное участие в съемках. Несмотря на то что ему в основном доставались персонажи второго плана, играл он их ярко и вкладывал в героя душу, так что они запоминались зрителю наравне с главными героями. Самыми лучшими его работами стали те, где он сыграл мужественных и сильных духом людей. По большей части он играл самого себя — работягу, русского хорошего парня. В целом ему доставались одноплановые роли, но каждая из них была яркая и незабываемая. Например, десантник Круглов в фильме «Одиночное плавание», в детективе «Кодекс молчания» — бывший сыщик Валентин Силов, который вступил в противоборство с мафией. Российский актер Александр Фатюшин, причина смерти которого была связана с сердечным приступом, навсегда запомнился нам своими ролями в кино.

Смерть

Увлечение футболом Александр Фатюшин пронес через всю жизнь. Много лет артист играл в столичной сборной команде, состоящей из актеров. А еще артист страстно болел за любимый «Спартак». В апреле 2003 года команда крупно проиграла ЦСКА. Александр Константинович очень болезненно принял поражение. Через несколько минут после финала актер почувствовал недомогание. Приехавшие врачи «неотложки» не смогли спасти Александра. У Фатюшина диагностировали инфаркт, который и стал причиной смерти актера. Александра не стало 6 апреля 2003-го, всего через неделю после 52-го дня рождения.

Могила Александра Фатюшина

Могила артиста находится на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров Востряковского кладбища в Москве. Сразу после смерти Александра Фатюшина вышла документальная лента из цикла передач Леонида Филатова «Чтобы помнили».

В 2011 году состоялась премьера документального фильма «Роковая роль Александра Фатюшина». В ленте речь пошла о работе актера над ролью в фильме «Москва слезам не верит», которая словно предрекла артисту быстрый блестящий взлет и скорый финал. В фильме выступили коллеги, друзья и близкие актера – Елена Фатюшина, Владимир Меньшов, Ирина Муравьева, Игорь Костолевский.

Несостоявшаяся роль

Режиссер Эльдар Рязанов специально для Александра Фатюшина в сценарии фильма «Служебный роман» написал интересную и большую роль мужа секретарши Верочки. Он должен был согласно роли сыграть фанатика-мотоциклиста, который испытывал внутренний конфликт — он любил как свою жену, так и мотоцикл, но все-таки мотоцикл любил больше. Было уже отснято много материала, и работа двигалась полным ходом, но обстоятельства неожиданно поменялись.

Во время спектакля в театре Александр Фатюшин получил серьезную травму глаза. Он попал в больницу, и ему сделали сложную операцию. Выздоровление затягивалось, Рязанов продолжал ждать актера, но сроки уже все выходили. Фатюшин предложил Рязанову вырезать роль полностью, не желая, чтобы она была слеплена кое-как, ведь работа над ней так и не была завершена. В итоге получилось, что Фатюшин практически не появлялся в фильме, хотя секретарша Верочка по сценарию постоянно разговаривала с ним по телефону. В итоге его роль получилась закадровой.

«Москва слезам не верит»

Его следующей известной киноработой стала роль хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Актеров на пробы приглашали парами. Дуэт Александра Фатюшина и Ирины Муравьевой был практически сразу же утвержден. Образ спортсмена, которого он сыграл, получился собирательным.

Многие хоккеисты говорили, что он потрясающе исполнил эту роль и попал в точку. В окончательной версии картины не было многих сцен, которые не прошли цензуру. Например, была вырезана финальная сцена с Александром Фатюшиным, где его герой Гурин появляется в пьяном виде и начинает препираться с Муравьевой — Госкино не пропустило этот кадр. Фильм «Москва слезам не верит» был высоко оценен как зрителями, так и профессионалами.

Александр Фатюшин не получил за эту роль призов, однако он получил нечто большее — любовь миллионов зрителей и признание его как талантливого актера. Сам фильм был удостоен множества призов, в том числе и премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм 1980 года». Благодаря этой кинокартине стал очень популярным советский актер Александр Фатюшин. Причина смерти поразила и хоккеистов — его друзей, которые и не могли подумать, что таким образом неожиданно уйдет из жизни человек, активно занимающийся спортом.

Фильмы Александра Фатюшина

Александр Фатюшин в роли сотрудника статистического учреждения в художественном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977)

Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина и Ирина Муравьева в роли Людмилы в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

Александр Фатюшин в роли сержанта Карпенко в художественном фильме Павла Любимова «Весенний призыв» (1976)

В 1973 году Александр Фатюшин окончил ГИТИС. Андрей Гончаров пригласил его в Московский драматический театр им. В. Маяковского, где был тогда главным режиссером. Там актер исполнял роли в спектаклях «Жизнь Клима Самгина», «Человек на своем месте» и «Бег». Фатюшин играл амплуа «социального героя»: чаще всего он исполнял роли рабочих, крестьян, революционеров.

В 1974 году Фатюшин дебютировал в кино — он исполнил небольшую роль в картине Алексея Коренева «Три дня в Москве». В том же году он снялся и в фильме «Осень» Андрея Смирнова. Свою первую главную роль Фатюшин получил уже через два года. Актер сыграл сержанта Карпенко в ленте «Весенний призыв» о службе в Советской армии. Вместе с ним в фильме снялся его бывший одногруппник Игорь Костолевский.

На Всесоюзном кинофестивале 1977 года в Риге Фатюшин получил приз за лучшее исполнение мужской роли. Кинокритик Сергей Кудрявцев писал: «Актер Александр Фатюшин… получил премию — и надо сказать, вполне заслуженно, потому что его персонаж действительно убедителен и житейски неоднозначен».

После «Весеннего призыва» Фатюшина стали чаще звать в кино. Эльдар Рязанов пригласил его сняться в лирической комедии «Служебный роман». Изначально актер должен был играть мужа секретарши Верочки, но прямо во время съемок Фатюшин повредил глаз. Поэтому он появился всего в нескольких эпизодах в роли сотрудника статистического учреждения.

В 1979 году Фатюшин сыграл хоккеиста Сергея Гурина в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Актер ответственно подошел к съемкам. Чтобы сыграть своего персонажа, он консультировался с друзьями-спортсменами. Но чиновникам Государственного комитета по кинематографии образ Фатюшина не понравился: его герой много пил. Поэтому часть эпизодов из итоговой версии картины пришлось вырезать.

В сценарии изначально фигурировал знаменитый хоккеист. Жаль, что многое не вошло потом в окончательный вариант картины. Тогдашнее Госкино… сказало: …игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься. Какого-то конкретного прототипа у моего героя не было, это собирательный образ. Сколько было спортсменов, которые после окончания спортивной карьеры оказывались у разбитого корыта, без работы.

Александр Фатюшин (цитируется по книге журналиста Федора Раззакова «Кумиры всех поколений»)

«Москва слезам не верит» стала лидером кинопроката 1980 года. Ее посмотрело около 90 миллионов зрителей. А на премии «Оскар» фильм признали лучшим на иностранном языке.

В 1980-х Александра Фатюшина чаще всего звали на роли сыщиков, военных, милиционеров. Актер сыграл в картинах «Одиночное плавание», «Два берега», «Человек на полустанке».

Во время съемок в фильме «Россия молодая» Ильи Гурина Фатюшин чуть не погиб. По сюжету его герой должен был повеситься. В этой сцене артист решил сниматься сам, без каскадеров. Из-за ошибки технического персонала веревка, на которой висел Фатюшин, не оборвалась в нужный момент. Актер успел просунуть руку в петлю — только это его и спасло.

В 1984 году Фатюшину присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. В том же году за роль Владимира Лютова в спектакле «Жизнь Клима Самгина» и Шилова в постановке «Молва» по пьесе Афанасия Салынского он получил Государственную премию СССР.

Театр

В отличие от кинематографа, в театре роли ему доставались более разнообразные. Он играл «социальных героев» и комедийных персонажей. В кино за ним прочно закрепилось амплуа положительного героя, а вот в театре он играл и отрицательных персонажей. Александр играл в спектаклях «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях», «Дети Ванюшина» и многие другие.

Последней его театральной работой стала роль начальника тюрьмы в спектакле «Не о соловьях», который поставила Т. Ахрамкова по пьесе Т. Уильямса. В общем счете в театре он сыграл 22 роли.

Актерская карьера

В начале 2000-х трагически оборвала жизнь и вместе с ней карьеру талантливого актера, коим являлся Александр Фатюшин, причина смерти. Фильмы с его участием навсегда останутся с нами. Так, в период 90-х годов были сняты следующие картины: «Живая мишень», «Каир-2 вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2».

В театре, как и в кинематографе, в перестроечное время наступили не лучшие времена. Как-то актер написал заявление об уходе, но не смог долго жить без ролей и вернулся обратно. К концу 90-х годов с его участием вышли несколько картин: роль работника ФСБ в мелодраме «Любить по-русски-3», мелодрама Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериал «Транзит для дьявола», лирическая комедия «Новый год в ноябре».

Александр Константинович Фатюшин — биография

Александр Фатюшин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Константинович Фатюшин — советский и российский[en] актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Знак зодиака — Овен.

Лауреат Премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге в 1977 году за фильм «Весенний призыв», кавалер Серебряной медали имени Александра Довженко (1977 год за фильм «Весенний призыв»), лауреат Государственной[en] премии СССР[en] в 1984 году — за театральную работу.

Фатюшин сыграл в более чем 40 фильмах. В числе наиболее известных картин — «Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания», «34-й скорый». Александр Константинович так и не дождался своей самой главной роли, но у него в жизни был главный эпизод — в фильме «Москва слезам не верит». Многие считают, что в этой картине актер сыграл самого себя.

Александр Фатюшин родился

29 марта 1951 года в Рязани, в рабочей семье. Его отец был шофером[en], а мать — домохозяйкой. Кроме Александра в семье было еще двое детей[en]: брат 1940 года рождения[en] и сестра — 1945. Жили Фатюшины в обычной квартире в центре города. Во дворе был маленький огородик, из домашней живности держали несколько кур и поросенка. В свободное время Саша с увлечением гонял в футбол и выступал за юношескую команду рязанского клуба «Алмаз».

Любовь к театру привил Александру Фатюшину его старший брат — Виталий, который одно время занимался в школьном драмкружке. Глядя на него, и младший брат подался в артисты — записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Однако в дальнейшем старший брат к театру охладел, а вот Александр, наоборот, после десятого класса заявил родственникам, что собирается поступать в театральный институт. Сестра его высеяла: «Какой из тебя артист с такой фамилией…» На что Александр ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!» Сестра, уверенная в своей правоте, согласилась, выбрав в качестве будущего приза редкую по тем временам вещь — магнитофон.

Летом 1968 года Александр приехал в Москву с твердым намерением покорить ее с первого же захода. Подал заявления во все театральные училища, однако… провалил экзамены во всех. Сестра могла торжествовать маленькую победу, однако впереди у Александра оставалось еще девять попыток. И вторая из них, через год, завершилась успехом — Фатюшин поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова.

Что касается личной жизни артиста, то долгое время он предпочитал оставаться холостяком. Известно, что в начале 80-х у него был длительный роман с некоей женщиной, ради которой Александр мог совершить поистине романтические поступки. Например, он мог перед спектаклем проводить ее на поезд. Потом отыгрывал спектакль, мчался на такси в аэропорт, садился в самолет и через несколько часов Фатюшин встречал свою возлюбленную[en] на перроне вокзала. Но так получилось, что этот роман так и не завершился походом в загс, а случилось это позже. Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 371 — 372.

Дебют в кино

Спустя год после окончания ГИТИСа Александр Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А в 1974 году — в знаменитом, когда-то скандальном и культовом фильме Андрея Сергеевича Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик.

Благодаря роли Эдика на А. Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с актером Игорем Матвеевичем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке. А Костолевский – молодого призывника-интеллигента.

Несмотря на то, что фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру — основную мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец, получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком, который внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки.

Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и серебряной медали имени Довженко.

Роль за кадром

С этого момента Александр Константинович Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «Гарантирую жизнь», а год спустя – инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха».

Была у Фатюшина и несколько необычная роль – за кадром. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Александрович Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла актриса Лия Меджидовна Ахеджакова). «Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне — он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», — вспоминал Александр.

Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье — в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза[en], после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал — раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.

Гурин

Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли — хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Валентиновича Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с актрисой Ириной Вадимовной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.

Из к/ф «Москва слезам не верит» — «Александра», в гл. ролях: Алексей Баталов, Вера Алентова, Ирина Муравьева

К сожалению немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин «завязал», говорит, что переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!». Но Госкино эту сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».

При создании своего персонажа Александр Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.

Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия «Оскар» Американской[en] Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за лучший иностранный фильм на кинофестивале американских фильмов в Хьюстоне-81. А.Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее – всенародное признание и любовь миллионов зрителей.

Кино и театр 80-е годы

В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Александр Константинович активно снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как например Афанасий Крыков в телефильме «Россия молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания» и другие. Фатюшинские герои воплощали в себе истинно русский характер[en], подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и мужественностью.

С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Актёру повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.

Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в спектаклях: «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях», и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».

Женитьба

Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда в начале 80-х у него был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.

Вместе с ним в театре играла актриса Елена Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Она призналась, что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и Елена. Все произошло внезапно…

Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут…

«Вот так: случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала», — шутил впоследствии Александр. Может быть это и не было случайностью. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень счастливо, но скромно — у них не было даже автомобиля[en].

Но детей у Фатюшиных не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, — говорит Елена Васильевна. — Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И все врачи[en] в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы прошли, мы уже сжились…»

90-е годы

В первой половине 90-х Александр Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень активно. Один за другим выходили картины с его участием: «Живая мишень», «Каир-2 Вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в отечественном кинематографе наступил кризис. Фатюшин долго не мог вписаться в новые условия.

Елена Васильевна рассказывает: «Когда начались перестроечные дела, он действительно растерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что… надо правильно продать или купить».

Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об уходе. Но долго без театра не смог, и вскоре вернулся.

Что же касается в кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием. Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Семеновича Матвеева «Любить по-русски-3», роли в мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола», лирической комедии «Новый год[en] в ноябре».

Кончина

Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком – болел за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Файзрахманович Дасаев.

Так уж случилось, что и умер[en] Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. Когда врачи приехали, было уже поздно… Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медиа-Сервис-2000»); Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М. Эксмо, 2004); Ирина Исаева, «Александр Фатюшин: первый из второго ряда» («Телеглаз АиФ» № 16 (144) от 15.04.2003 https://www.aif.ru); Леонид Гуревич, «Александр Фатюшин: Я актер с неактерской фамилией» (газета «Основа» № 49 от 07.07.2001)

Фильмография Александра Фатюшина

  • Осень (1974);
  • Три дня в Москве (1975);
  • Весенний призыв (1976);
  • Гарантирую жизнь (1977);
  • Лекарство против страха (1978);
  • Москва слезам не верит (1979);
  • Прогулка, достойная мужчин (1979);
  • Ты помнишь? (1979);
  • Быстрее собственной тени (1980);
  • Дамы приглашают кавалеров (1980);
  • Ожидание (1980);
  • 34-й скорый (1981);
  • Вот вернулся этот парень… (1981);
  • Они были актерами (1981);
  • Разбег (1982);
  • Россия молодая (1982);
  • Похищение (1984);
  • Счастливая, Женька! (1984);
  • Вот моя деревня… (1985);
  • Одиночное плавание (1985);
  • Парашютисты (1985);
  • Танцы на крыше (1985);
  • Дорогой Эдисон! (1986);
  • Потерпевшие претензий не имеют (1986);
  • Два берега (1987);
  • Стук в дверь (1989);
  • Торможение в небесах (1989);
  • «Каир-2» вызывает «Альфу» (1990);
  • Кодекс молчания (1990);
  • Живая мишень (1990);
  • Волкодав (1991);
  • Заряженные смертью (1991);
  • Кровь за кровь (1991);
  • По Таганке ходят танки (1991);
  • Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя.

Александр Константинович Фатюшин скончался 6 апреля 2003 года в Москве, после осложнений от воспаления лёгких. Похоронен 9 апреля на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров Востряковского кладбища, в Москве, участок № 131.

  • Смотрите других знаменитых людей по имени Александр.
  • Других знаменитых мужчин по имени на букву А (и женщин).
  • Жизненный путь великих людей по фамилии на букву Ф.
  • Описание отчества Константинович (и ещё).
  • Описание имени-отчества Александр Константинович.
  • Описание отчества Александрович (и ещё).
  • Значение и происхождение имени Александр.
  • Описание мужских имён на букву А (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву А (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en].
  • И объяснение букв имени в интерпретации российского астрологаАстрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    Возрождение интереса к астрологии произошло после 1-й мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С середины 20 века астрология вновь приобрела популярность.

    Феликса Казимировича Величко.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме image И чуть ниже оставьте комментарий.
Подпишитесь на новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь! Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя…

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся

.

Нажимая в комментарии на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных:

Спасибо за чаевые Политика конфиденциальности | Главная | Связь

Личная жизнь

Александр Фатюшин долгое время не женился. Известно, что в начале 80-х годов у него был длительный роман с некой женщиной, но в итоге роман ничем не закончился, и до загса актер тогда так и не дошел. После выяснилось, что его возлюбленной была Ирина Калиновская.

Во время работы в театре он познакомился со своей будущей женой — Еленой Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Это случилось в 1986 году. После того как она впервые его увидела в театре, Мольченко сразу влюбилась в актера, а вот он, напротив, в течение долгого времени не обращал на нее внимания. Все началось неожиданно. Однажды они шли вместе к метро и довольно долго разговаривали, как никогда. Через несколько дней Фатюшин предложил ей поехать с ним в больницу, где лежал на тот момент его родственник. Оказавшись в палате, он представил родственнику Лену как свою невесту. После этого они поехали в ювелирный магазин и приобрели кольца. Когда в театре прозвучало известие об их свадьбе, это стало настоящим шоком для всех, ведь молодые люди не были замечены в романе. После того как они подали заявление в загс, актер перевез вещи девушки к себе на квартиру. Александр Фатюшин вспоминал, что «случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала». Хотя, может, это и вовсе не было случайностью. Елена Мольченко вышла замуж за талантливого и известного актера. Показывает, как был счастлив в день свадьбы Александр Фатюшин, фото.

И причина смерти, которая унесла жизнь актера на 52-м году жизни, смогла разлучить пару лишь после 17 лет брака.

Возвращаясь к истории любви, следует отметить, что молодые люди приняли решение пожениться спустя три дня. Свадьба состоялась 15 апреля. Ей тогда было 23 года, а ему — 35. На тот момент они оба были готовы к такому важному шагу в жизни, как свадьба. Молодожены устроили роскошное торжество, которое собрало больше сотни гостей, и проходило оно в «Космосе». Вместе они прожили 17 лет, и только смерть смогла разлучить их. Уход из жизни Александра Фатюшина стал неожиданностью. Супруги жили в течение этих долгих лет счастливо, но скромно и небогато. Как гром среди ясного неба разрушила семейную идиллию, в которой жил Александр Фатюшин, причина смерти. Личная жизнь с актером складывалась удачно для Елены, которая затем тяжело переживала кончину супруга.

Детей у них не было. Они ждали, что ребенок появится, но этого так и не случалось. После того как супруги проверились, врачи сказали, что у них все хорошо. Со временем ничего не менялось, и в итоге они уже смирились с этим.

По воспоминаниям супруги, актер был темпераментным: если ему что-то не нравилось, то он все говорил напрямую и очень бурно на все реагировал. Он был несдержанным и эпатажным человеком.

Вечерами они очень любили включать караоке дома и петь, к тому же они читали книги, а также занимались кулинарным творчеством: вместе готовили разные блюда.

Личные отношения

В жизни знаменитости был яркий роман с актрисой Ириной Калиновской. Даму своего сердца влюбленный мужчина баловал различными романтическими сюрпризами. Он мог проводить ее к поезду, затем быстро добраться до аэропорта, сесть на самолет, и встретить любимую женщину в том городе, куда она направлялась.

Ирина Калиновская

Красивый роман не привел к брачным отношениям. Избранница не решилась связать свою судьбу с актером, считая звездного поклонника не достаточно подходящей кандидатурой для создания крепкого семейного союза. Артист любил проводить время в шумных компаниях, увлекался горячительными напитками.

Личная жизнь знаменитого холостяка увенчалась официальным союзом в 1986 году. Избранницей стала актриса Елена Мольченко. Девушка была моложе Александра Константиновича на 12 лет. Скоропалительный брак удивил актерскую среду. Коллеги не замечали пылкости между знаменитостью и юной красавицей.

С женой Еленой

Однако отсутствие публичных проявлений чувств, не помешало прожить супругам счастливо 17 лет (вплоть до кончины актера в 2003 году). Детей у пары не было. После смерти артиста, Елена создала новую семью, но фамилию первого мужа сохранила.

Ссылка на основную публикацию
Похожее